


Химическая зависимость
Химическая зависимость – это первичная, прогрессирующая, рецидивирующая, хроническая, смертельная болезнь, поддающаяся специфическому лечению; наносящая огромный урон непосредственно семье и обществу (ср. с определением ВОЗ)Справочно:
В английском языке существует различие между понятиями dependence и addiction.
Depedence – физиологически-биохимическая зависимость от психоактивного вещества.
Аddiction – это общее психическое состояние, при котором зависимость психически принуждает к приему психоактивного вещества или исполнению действий приводящих к зависимости.
Конкретизируя заявленные выше определения, зависимость — это готовность «зависимой по структуре личности» к принятию любой из форм зависимого поведения, а аддикция — это уже реализация этой готовности в конкретных действиях зависимого.
ПЕРВИЧНАЯ
Химическая зависимость сама по себе является первопричиной, а не симптомом скрытых нарушений эмоционального и физического плана. Она вызывает развитие новых заболеваний или приводит к обострению уже существующих (психические расстройства, панкреатит, цирроз, гастрит, инфаркт и инсульт и мн.др.).
Лечение вторичных болезней не даст желаемого эффекта, если в первую очередь не лечить химическую зависимость.
Лечение вторичных болезней ни в коей мере не влияет на первичную.
ПРОГРЕССИРУЮЩАЯ
Течение болезни предсказуемо. Она всегда обостряется, если оставить ее без лечения.
Химическая зависимость, если ее не остановить, со временем неумолимо развивается в сторону острого и серьезного ухудшения.
Поскольку болезнь носит многофазный характер, она воздействует на личность на всех уровнях – физическом, эмоциональном (психическом), социальном и духовном (БПСД поражение личности).
РЕЦИДИВИРУЮЩАЯ
Рецидив (срыв) – возврат к употреблению психоактивных веществ. Если не прибегать к контрмерам профилактики (духовная и психолого-психотерапевтическая, внешнему дозору и пр.) воздержание (сухость) приводит к срыву.
Именно поэтому на практике не гарантируют стойкого выздоровления (длительной ремиссии) такие методы и подходы, как: научно-декорированное шаманство (кодирование, торпедирование, подкалывание), медикаментозное лечение токсикологического спектра (детоксикация, детоксификация, интоксикация и пр.).
Эффективность в выздоровлении достигается в том случае, если реализуется в русле БПСД реабилитации.
ХРОНИЧЕСКАЯ
Химическую зависимость можно сравнить с таким хроническим заболеванием как сахарный диабет. Страдающий от диабета ведет специальный образ жизни: соблюдает диету, производит постоянный контроль уровня сахара в крови посредством глюкометра, в случае обострения (рецидива) производит себе инъекции инсулина.
В случае химической зависимости, больной воздерживается от употребления психоактивных веществ, ведет трезвый стиль жизни (реабилитационные программы, духовные упражнения, психотерапия, 12-ти шаговые программа, служение). То есть, практикует специальный стиль жизни – трезвость, ПОЖИЗНЕННО.
СМЕРТЕЛЬНАЯ
В случае, если болезнь химической зависимости продолжает рецидивировать и/или прогрессировать, это неизбежно приводит к смерти страдающего ею человека (панкреатит, панкреонекроз, цирроз, сердечно-сосудистые патологии и прочие заболевания).
С другой стороны просто сухая констатация фактов: завершенные суициды, передозировки наркотическими и прочими психоактивными веществами, несчастные случаи, ДТП со смертельным исходом…
ПОДДАЮЩАЯСЯ ЛЕЧЕНИЮ
Тем не менее, не смотря на системный психо-физиологический характер поражения человеческого организма химической зависимостью, болезнь эта поддается специфическому лечению.
Болезнь зависимости предсказуемо отзывается на специально организованную системную терапевтическую интервенцию (Био-Психо-Социо- Духовный подход в лечении химических и бихевиоральных аддикций). Доказательством тому, в наши дни, служат миллионы выздоравливающих от синдрома зависимости людей. По среднестатистическим данным (из разных источников) можно утверждать, что 7-8 из 10 случаев БПСД терапевтических интервенций завершаются успехом (стойкой ремиссией), когда соблюдено важное условие – в лечении участвует семья.
НАНОСЯЩАЯ УРОН СЕМЬЕ И ОБЩЕСТВУ
Следует отметить, что метод генограммы, практикуемый в семейной системной психотерапии, в случае исследования семейной истории химически зависимого как идентифицированного клиента часто показывает, что зависимость (созависимость) – родовая дисфункция, «практикуемая» членами этой системы на протяжении многих поколений.
Разные источники подтверждают наблюдения и выводы о том, что: 2-х лет проживания с зависимым вполне достаточно для формирования созависимости у супругов, синдрома ВДА/ВДД (взрослые дети алкоголиков/взрослые дети из дисфункциональных семей); в семье, где проживает хотя бы один активный химический аддикт, практикуются практически все виды насилия (психологическое, физическое, сексуальное и пр.).
Все зависимые со временем прекратят употреблять психоактивные вещества, некоторым это удастся это сделать еще при жизни.
Диагностические критерии (СИНДРОМ ЗАВИСИМОСТИ)
В Десятом пересмотре Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем, (МКБ-10) синдром зависимости определяется как комплекс физиологических, поведенческих и когнитивных явлений, при которых употребление психоактивного вещества или класса психоактивных веществ начинает занимать более важное место в системе ценностей человека, чем другие формы поведения, которые ранее были более важными для него.
В 1964 г. Комитет экспертов ВОЗ ввел термин «зависимость», заменяющий термины «пристрастие» и «привыкание». Этот термин может быть использован в широком смысле по отношению к целому ряду психоактивных средств (зависимость от психоактивных средств, зависимость от химических веществ, зависимость от психоактивных веществ) или по отношению к конкретному веществу или классу веществ (например, алкогольная зависимость, опиоидная зависимость).
В безусловной форме зависимость охватывает как физические, так и психологические элементы.
МКБ-10 – Диагностические указания
Окончательный диагноз зависимости может быть поставлен только при наличии трех или более нижеперечисленных признаков, проявляемых одновременно на протяжении определенного времени в течение предшествующего года:
1) Сильное желание или чувство непреодолимой тяги к приему психоактивного вещества;
2) Трудности в контролировании поведения, связанного с приемом психоактивного вещества: его начало, окончание или уровни потребления;
3) Физиологическое абстинентное состояние, возникающее, когда прием психоактивного вещества прекращается или уменьшается, о чем свидетельствуют следующие расстройства: характерный для этого вещества синдром отмены; или употребление того же (или сходного) психоактивного вещества с целью облегчения или предупреждения симптомов отмены;
4) Признаки толерантности, проявляющиеся в необходимости повышения доз психоактивного вещества для достижения эффектов, первоначально достигаемых при употреблении меньших доз (очевидными примерами этого являются люди с алкогольной или опиатной зависимостью, ежедневные дозы которых могут полностью вывести из строя или привести к смерти нетолерантных потребителей);
5) Прогрессирующее пренебрежение альтернативными удовольствиями или интересами из-за употребления психоактивного вещества, увеличение времени, необходимого для приобретения или приема вещества и для восстановления от его эффектов;
6) Продолжающееся употребление психоактивного вещества вопреки явным признакам очевидных вредных последствий, таких как вред для печени в результате употребления алкоголя в чрезмерных количествах или связанное с веществом нарушение когнитивных функций; необходимо приложить усилия для определения того, знал ли потребитель в действительности — или можно ли ожидать, что он знал — о природе и степени вреда.