— Подбор индивидуального лечения и реабилитации ★
— Подбор индивидуального лечения и реабилитации ★
— Подбор индивидуального лечения и реабилитации ★
Альтернатива наркологии-алкоэкология
АЛКОЭКОЛОГИЯ — ШАНС НАУЧИТЬСЯ «ПИТЬ В МЕРУ»За последние 50-60 лет отечественная наркология никак не продвинулась в вопросах, касающихся лечения алкогольной болезни. Лечить алкоголизм в России по-прежнему не умеют, поэтому применяют только запретительную модель терапии — калечащие психику инквизиторские кодировки, давно устаревшие и доказавшие свою неэффективность и запрещённые во всём мире, кроме нашей страны. Цифры алкогольной смертности в России ужасающие: начиная с 1992 года, только от алкоголя ежегодно умирает более миллиона человек, страна планомерно спивается.
Сегодня медицина лечит только следствия алкогольной болезни, устраняя лишь симптомы и временно улучшая качество жизни больных. Подход наркологии прежний — в остром периоде усыпить транквилизаторами, затуманить мозг нейролептиками, а затем смертельно запугать больного необратимыми последствиями повторных алкоголизаций, «закодировав». Непьющий и закодированный алкоголик — это ни в коем случае не вылеченный, а лишь находящийся в ремиссии пациент, в котором, как мина замедленного действия, растёт не находящее выхода напряжение. Длительное неупотребление алкоголя приводит к состоянию хронического стресса, что усугубляет проблему и предрасполагает к неизбежному срыву.
ХХ век в отечественной наркологии назван «веком вращающихся дверей» — пациенты ходят по кругу, от врача к врачу, от срыва к срыву, и не видят выхода. Любые попытки умеренно и контролировано употреблять алкоголь неизбежно заканчивались очередным срывом, поэтому в нашей стране наркология априорно утверждает невозможность дозированного употребления алкоголя и неизлечимость алкогольной болезни, настаивая на полном отказе до конца жизни, что, как показывает практика, малореалистично в такой стране, как Россия. Отсюда срывы. Патогенез алкогольной болезни — это т.н. «аддиктивный цикл»: ремиссия-срыв, ремиссия-срыв и так далее по кругу.
А между тем исследования Скандинавской школы клинической аддиктологии, например, сообщают, что люди, умеренно употребляющие алкоголь, показывают более высокие интеллектуальные способности, чем полные трезвенники. Шведские нейрофизиологи показали, что алкоголь в малых дозах не является для организма чужеродным веществом и протоплазматическим ядом, как считалось ранее, а является внутриклеточным метаболитом человека и при отсутствии злоупотребления не вызывает никаких побочных и отрицательных эффектов.
Отечественная наркология изучает лишь медицинские последствия злоупотребления этанолом (делирии, галлюцинозы и др. осложнения), а психиатрия — психические и поведенческие расстройства (алкогольные психозы), связанные с этим злоупотреблением. Сведения, которые получили психиатры-наркологи из учебников, написанных несколько десятилетий назад, говорят только о вреде алкоголя. Обсуждения объективных причин потребления алкоголя людьми и положительного влияния умеренных доз алкоголя в них не содержится. В медицинской литературе используются такие термины, как «злоупотребление алкоголем», «алкогольная зависимость», «патологическая тяга к алкоголю», но никогда — «потребность в алкоголе». Внимание акцентировалось лишь на эффектах больших, токсических доз этанола и алкоголиках.
Появившаяся сравнительно недавно в России алкогольная экология восполнила этот пробел. Эта наука сообщает о положительных эффектах употребления малых доз алкоголя и говорит об обратимости утраты количественного контроля в рамках Большого Наркоманического Синдрома. Алкоэкология — наука о минимизации вреда от алкоголя, устанавливающая Правила Алкогольной Безопасности, гарантирующие отсутствие осложнений, активно исследованных наркологией.
Сегодня стало очевидным, что действие алкоголя на ЦНС имеет дозозависимый двухфазный характер. Для первой фазы характерно стимулирующее, антисклеротическое, радиопротекторное, антидепрессивное и эйфорическое действие, тогда как во второй фазе, с нарастанием дозы, начинает превалировать фармакологическое, интоксикационное и токсическое действие, подробно изученное наркологией. Алкоэкология, напротив, изучает и культивирует стимулирующее действие только первой фазы, акцентируя внимание на биохимических особенностях формирования тормозного эффекта и количественного контроля.
Терапевтический цикл алкоэкологии представляет из себя двухлетнюю пошаговою спецпрограмму, направленную на нормализацию употребления алкоголя. Это полностью амбулаторное лечение, в результате которого у людей формируются новые, безопасные, физиологичные и социально приемлемые формы потребления алкоголя и стили пития, новые поведенческие паттерны и алкогольные стереотипы, которые сохраняются до конца жизни.
В терапии не применяются ни психотропные препараты, ни кодирования. Ключевым звеном является нормализация нейротрансмиттерного гомеостаза. Дело в том, что при злоупотреблении алкоголем у человека в мозге меняется нормальное соотношение нейромедиаторов — веществ, участвующих в передаче нервного импульса, в частности, ГАМК и глутамата, изменяются электрохимические градиенты, обеспечивающие передачу нервных импульсов. Без нормализации их титра говорить о радикальном лечении некорректно, именно поэтому любые попытки употреблять алкоголь дозировано приводили к срыву.
Сегодня с уверенностью можно сказать, что алкоголизм — есть биохимическая болезнь обмена веществ, в большинстве случаев излечимая, если нет необратимых изменений (центральный некроз моста, цирроз печени и др.). После всестороннего обследования врач-алкоэколог в каждом конкретном случае определяет прогноз алкогольной болезни (благоприятный или нет), вид течения заболевания (доброкачественный или злокачественный алкоголизм) и, так называемый, аддиктивный потенциал (степень запущенности, морбидность клиники, вирулентность алкогольной болезни).
В этом одно из ключевых отличий алкоэколога от врача-нарколога, который диагноз алкоголизма ставит сразу, на первой же консультации, как приговор, подчёркивая неизлечимость заболевания, кодируя и настаивая на полном отказе от алкоголя до конца жизни пациента, запугивая его фатальными последствиями даже случайного, незначительного употребления. Такой подход неэффективен, срыв в этом случае неизбежен.
Две вещи в России нельзя доводить до крайности: употреблять и воздерживаться. Полный отказ от алкоголя — это не решение проблемы, а уход от неё. С появлением алкоэкологии у зависимых от алкоголя людей появился шанс радикального излечения, когда человек не боится выпить, а полностью контролирует процесс и ограничивается парой рюмок, когда любой праздник становится действительно праздником, а не грустным и отрывочным воспоминанием о нём.