Уже зарегистрированно
652 организации
На портале уже
4945 отзывов

Круглосуточно и бесплатно

Консультации профессионалов

— Подбор индивидуального лечения и реабилитации ★ — Подбор индивидуального лечения и реабилитации ★ — Подбор индивидуального лечения и реабилитации ★

Наркомания среди школьников

По данным Российского НИИ судебной психиатрии за последние десять летв 18 раз увеличилось количество наркоманов-подросткови в 24,3 раза – детей-наркоманов. По статистике основной возраст первого знакомства с наркотическими средствами приходится на 11-14 лет (41%) и 15-17 лет (51%) [5].

В одной из школ московской области, где присутствует проблема наркомании, было проведено анонимное анкетирование.В нем принимали участие 60 подростков с 7 по 11 класс. При проведении данного исследования были выявлены следующие результаты. При ответе на вопрос о потреблении наркотических веществ одноклассниками мнения разделились: 60% считают, что никто в классе не употребляет одурманивающие средства, 2% считают, что это 1-2 человека, 5% 1/3 класса, 12% ½ класса и 2 % большинство. Так как в потреблении наркотиков признался лишь один ученик, можно предположить, что не все были честны, и цифры могут быть в несколько раз больше. При ответе на вопрос о потреблении психоактивных веществ среди друзей, процент потребляющих наркотики оказался значительно ниже. Большая часть исследуемых уверены в том, что подростки получают психоактивные вещества от торговцев наркотиками или одноклассников, очень многие затруднялись ответить на этот вопрос. Мнения разделились также и при ответе на вопрос об употреблении одурманивающих веществ в различных ситуациях: большинство подростков относятся к этому отрицательно, столько же — безразлично. К информации о психоактивных веществах, получаемой из разных источников, большая часть относится безразлично в любом случае; меньшее количество считают ее правильной и интересной, если она исходит от учителей или от СМИ. Принять наркотик, если уговаривают в компании, согласились около 8%. С тем, что принимать психоактивные вещества без последствий – это нормально согласилось 7 человек. А вот попробовать наркотик, если не будет вреда здоровью и наказания согласилась четверть испытуемых. 20% считают, что человек не должен отказываться от употребления наркотиков. Марихуану отнесли к легким наркотикам 8 человек и еще 4 вообще не считают ее за наркотическое вещество. Итак, анализируя полученные данные, можно сделать вывод, что около 33% испытуемых можно с уверенностью отнести к «группе риска»[6].Совершенно очевидно, что проблема приобрела катастрофический масштаб не только в отдельной школе, но и в стране в целом и нуждается в скорейшем решении.

В чем же кроются причины наркомании среди школьников? Можно выделить две группы причин: объективные и субъективные.

Объективные причины: во-первых, в распространении мифов о «легких» наркотиках, которых в принципе не может быть. При изучении сайтов, посвященных проблеме наркомании, у меня сложилось впечатление, что наркомания в обществе ассоциируется лишь с «тяжелыми» наркотиками, со шприцами и инъекциями, что и приводит к заблуждению о «легких» наркотиках. Во-вторых, педагоги и родители часто не обладают должными знаниями о наркомании и наркотиках, как следствие они не могут провести раннюю диагностику, не говоря уже о мерах профилактики. В-третьих, в нашем государстве не предусмотрено уголовное наказание за употребление наркотиков, а предусмотрено только за распространение, хранение и перевозку наркотических веществ. В настоящее время, согласно Кодексу об административных правонарушениях, употребление наркотиков карается штрафом или административным арестом до 15 суток. Наконец, в-четвертых, нет в образовательном процессе четко организованной и целенаправленной схемы обязательной профилактики наркомании. Если и проводятся отдельные мероприятия, то без надлежавшей подготовки и неэффективными методами.

Субъективные причины (связаны с особенностями подросткового возраста): любопытство («Все надо попробовать!»); желание быть похожим на «крутого парня» (отрицательная имитация); на старшего авторитетного товарища; желание быть «плохим» в ответ на постоянное давление со стороны родителей (реакция эмансипации); способ привлечения внимания (реакция компенсации) [1: с. 248-249]; мифологизация наркотиков (34% подростков считают, что наркотики бывают «всерьез» и «не всерьез», 21% — что «наркотик делает человека свободным», и 42% уверены, что от увлечения наркотиками всегда можно отказаться); романтизация среды потребителей наркотиков, высокая лояльность по отношению к наркоманам на фоне самого низкого доверия к педагогам, врачам и психологам; отсутствие каких-либо занятий и обязанностей [5].

По статистике, самыми популярными, а главное доступными наркотиками в среде школьников являются производные конопли – марихуана, гашиш. Извращенные люди пытаются распространять идею о том, что курение конопли безопасно. К сожалению, слишком много детей клюет на эту удочку. Но конопля не так безобидна, как ее преподносят. Главное действующее вещество – тетрагидроканнабинол (ТГК) откладывается в жировых клетках и таких органах, как мозг, половые органы, печень, легкие, селезенка. Вследствие чего через 10-15 лет нарушается работа иммунной системы, нарушается рост, увеличивается число аномально построенных клеток тела, износ сердечной мышцы, повреждение тканей печени, уменьшение числа половых гормонов (что может привести к временному или полному бесплодию), быстрое разрушение волокон легких (отсроченные побочные эффекты дают основание утверждать, что конопля безвредна). Больше всех страдает мозг. Курение конопли вызывает сужение капилляров мозга, кровь не может по ним течь, в результате чего происходит нарушение трофики ткани мозга. Развивается отек головного мозга, нервные клетки разбухают и начинают отмирать. А чем больше их погибнет, тем больше атрофируется высшая нервная деятельность, которая собственно и делает человека человеком. По мнению С. Б. Белогурова, под воздействием главного действующего вещества ТГК нарушается обмен медиаторов мозга (веществ, проводящих нервный импульс от клетки к клетке), он начинает работать, как у больного шизофренией. Конечно, после того, как наркотическое опьянение проходит, деятельность мозга нормализуется, но не полностью. Остаются малозаметные изменения психики, которые психиатры называют «дефектом». При дальнейшем употреблении конопли эти изменения куммулируются и в результате человек превращается в апатичного, медленно соображающего, тревожного субъекта, тягостного для себя и своего окружения [2: с. 11-12].

Что касается первичной профилактики, то А. Г. Данилин предлагает для реализации этой цели следующую программу. Знание объекта может лишить нас ожидания удовольствия от встречи с ним. Психологи знают, что в 6-7 летнем возрасте интеллектуальные знания начинают приноситьчувственное удовольствие, а значит, могут удовлетворять любопытство по отношению к наркотикам. Именно в этом возрасте и необходимо начинать профилактику. В школах стимульный материал предлагается обсуждать в качестве 15 минутных «вставок» в уроки природоведения. В качестве второго компонента профилактики в этой возрастной группе предлагаются «уроки прекрасного», которые представляют собой обучение детей концентрации внимания на традиционных образах и символах того этнокультурного пространства, к которому они принадлежат. Продолжительность такого урока 10-15 минут. Для возрастной группы 10-14 лет профилактическая программа в этом возрасте становится трехкомпонентной. К предыдущим двум добавляется когнитивный компонент, связанный с формированием поведенческих стереотипов и основанный на формировании самостоятельности в противовес тенденции к подражанию группе и ее негативным лидерам. Проходит в форме игровых тренингов — «уроков самостоятельности». Подростки, прошедшие предыдущие этапы профилактики, готовы к серьезному и дискуссионному обсуждению всех тех проблем, которые касаются наркомании. В качестве «стимульного материала» используются документальные ленты и фрагменты художественных фильмов [4].

Особая восприимчивость к наркотикам кроется в индивидуальных особенностях психики ребенка. Приобщению к наркотическим препаратам склонны дети 11—16 лет с некоторыми доминантами в структуре характера, то есть так называемыми акцентуациями характера. Их множество, и для каждой существуют определенные моменты в развитии, когда происходит особое обострение черт характера. Наиболее угрожающими в области наркомании считаются неустойчивый, эпилептоидный, истероидный, гипо– и гипертимный, конформный типы [3]. Следовательно, в качестве первичной профилактики целесообразно будет выявлять детей с подобными акцентуациями характера и направлять на них усиленное внимание и поддержку.

В заключение подведем следующие итоги. Проведенное анонимное анкетирование показало свою неэффективность для сбора информации подобного характера. Что касается часто используемого метода запугивания, то малая его эффективность объясняется тем, что дети еще не имеют осознанной перспективы на будущее, они живут настоящим. Поэтому какие-либо неприятности со здоровьем, которые наступят потом, через несколько лет, их не пугают. Также этот метод основывается на медико-биологическом понимании здоровья. Необходимо использоватьсистемное представление о здоровье. Оно включает три компонента: физиологическое, психическое и духовное (моральное, нравственное) здоровье. Зарубежные исследования показали, что представления лучше формируются в ситуациях доверительной коммуникации, когда не вызывают сильного страха. Поэтому решением проблемы может выступить формирование отрицательного отношения к курению, алкоголизму и наркомании через предметы гуманитарного цикла путем воздействия на эмоциональную сферу, через восприятие художественных образов, осмысление исторических реалий. Также следует отметить, что общество не должно смотреть сквозь пальцы на проблему наркомании, отбросить «обломовщину» и предпринимать все возможные меры борьбы с эти злом.